Краматорск (укр. Краматорськ) — это город в подконтрольной Киеву части Донбасса, в 95 км к северо-западу от Донецка. Центр одноименного района, образует городскую территориальную общину в составе девяти пгт (крупнейшие — Беленькое, Ясногорка, Шабельковка), трех сел и двух поселков численностью около 220 тыс. (на начало 2022 года).
Вместе со Славянском и Константиновкой образует крупную городскую агломерацию вдоль берега реки Казенный Торец (иногда ее называют Краматорско-Константиновской, Славянско-Краматорской или Приторецкой), в которую входят также города Дружковка, Святогорск, Николаевка и Лиман (Красный Лиман). После перехода районов Донецко-Макеевской и Горловско-Енакиевской агломерации под контроль самопровозглашенной ДНР в 2014-2015 годы стал административным и экономическим центром подконтрольной Киеву части Донбасса. С октября 2014-го в нем располагается Донецкая областная администрация.
Краматорск расположен в долине реки Казенный Торец — притока Северского Донца в бассейне Дона, рельеф равнинный, но изрезан оврагами и балками (высохшие русла рек). Площадь города — 77,36 кв. км. Административно разделен на восемь микрорайонов. До начала в 2022-м боевых действий местные власти собирались построить на севере города еще один микрорайон — «Европейский».
Городская застройка сформировалась вокруг двух градообразующих предприятий — Старокраматорского и Новокраматорского машиностроительных заводов, расположившихся по обоим берегам Казенный Торец. Вокруг них образовались два главных района — соответственно Старый город на западном берегу с нерегулярной застройкой и расположенный к востоку от него Соцгород с регулярной планировкой улиц. Композиционный центр города — Площадь мира в Соцгороде с архитектурной доминантой в виде Дворца культуры.
Через город проходит национальная трасса Н20, связывающая Краматорск со Славянском, Донецком и Мариуполем, дороги территориального значения Т0510 и Т0514. Севернее Краматорска, через Славянск, проходит международная трасса М03. Крупный железнодорожный узел (вокзал и станция расположен в Старом городе) на стыке линий Славянск-Горловка и Краматорск-Бахмут (Артемовск), автовокзал (в Соцгороде) для пригородных, региональных и международных рейсов. Там также расположен аэропорт внутренних линий и военный аэродром.
Действующая символика города утверждена в 2008 году и выполнена в национальных цветах Украины. Герб представляет собой голубой щит, вписанный в декоративный картуш и увенчанный серебряной городской короной, под ним — скрещенные кирка и кайло, перевитые желто-голубой лентой с названием города. В верхней части щита — горизонтальная полоса желтого цвета, там изображены три зеленых кленовых листа (отсылка к «городу-саду» — концепции развития жилых районов 1930-х годов). На голубом поле изображены символы промышленной специализации города — золотая шестеренка, в которую вписаны силуэты двух коперов, заводской трубы и домны того же цвета.
Флаг города выполнен в тех же цветах и состоит из трех горизонтальных полос — желтой, голубой и желтой в пропорции 1:4:1, по центру которого — шестерня с вписанными в них теми же символами с герба города.
Согласно переписи 2001 года, в городе проживало 181 025 человек. В национальном составе преобладали украинцы (70,18%) и русские (26,89%), а в языковом отношении — русский (67,87%) и украинский (31,06%) языки. На 1 января 2022 года украинская статистика оценивала численность города в 147 145 жителей.
Первые поселения на месте будущего города возникли в XVIII веке, исторически входил в Слободскую Украину. Город был основан в 1868 году как железнодорожный полустанок Краматорская при строительстве Курско-Харьковско-Азовской железной дороги неподалеку от слобод Белянское (ныне в черте Краматорска) и Шабельковка (ныне поселок, обе существуют с XVIII века). Этимология названия дискуссионна. После того как в 1878 году через Краматорскую была проведена линия Донецкой каменноугольной железной дороги, станция стала узловой, началось интенсивное промышленное развитие с участием иностранного капитала. В 1885 году был введен в эксплуатацию завод по производству извести и алебастра, в 1896 открылся литейный и механический завод (в будущем Старокраматорский машиностроительный), в 1898-м — первая доменная печь (в будущем металлургический завод). В 1897-м в населенном пункте проживало почти 12 тыс. человек.
До революции входил в Белянскую волость Изюмского уезда Харьковской губернии. В 1923 году получил статус райцентра, с 1932-го — город областного подчинения. В октябре 1929 года началось строительство Новокраматорского машиностроительного завода, который был пущен в строй в 1934 году и стал одним из ведущих предприятий города и района (ныне ПРАТ «НКМЗ»). Вокруг него образовался новый район (Соцгород), а к 1990 году число занятых на этом предприятии достигло 30 тыс. рабочих.
С октября 1941-го по начало февраля 1942-го и с конца февраля 1942-го по сентябрь 1943-го Краматорск находился под немецкой оккупацией. После войны развивался как промышленный центр, велось активное жилищное строительство. В течение 1980-1990-х годов пострадал от социально-экономического кризиса и всплеска организованной преступности. В начале вооруженного противостояния на востоке Украины в апреле-июле 2014 года контролировался сторонниками самопровозглашенной ДНР, затем ВСУ вернули контроль себе..
Ныне Краматорск — один из центров тяжелого машиностроения. Главные специализации — машино- и приборостроение, металлургия, развито производство машин и оборудования, электроники, транспортных средств. Там работали предприятия металлургии и металлообработки. Машиностроительная продукция обеспечивала до 70% всего промышленного выпуска, продукты металлургии (сталь, прокат) — около 10%.
Среди крупнейших бюджетообразующих предприятий города — НКМЗ (станки и оборудование для доменных печей, экскаваторы), «Энергомашспецсталь» (турбины и другое оборудование для атомных установок и реакторов), металлопрокатный и ферросплавный заводы, завод тяжелого станкостроения, предприятия «Фурлендер Виндтехнолоджи» (производство ветроэнергетических установок), «Донмет» (газосварочное оборудование). Есть три вуза, несколько техникумов, музей истории города, художественный музей.
После начала полномасштабных боевых действий в 2022 году Краматорск вместе со Славянском стал одной из главных целей военной операции России на Донбассе. Стратегическое значение этих городов заключается в том, что они образуют крупнейшую подконтрольную Киеву городскую агломерацию. А она, в свою очередь, является самым важным транспортно-логистическим узлом и укрепленным районом северного Донбасса.
Вместе со Славянском и Константиновкой образует крупную городскую агломерацию вдоль берега реки Казенный Торец (иногда ее называют Краматорско-Константиновской, Славянско-Краматорской или Приторецкой), в которую входят также города Дружковка, Святогорск, Николаевка и Лиман (Красный Лиман). После перехода районов Донецко-Макеевской и Горловско-Енакиевской агломерации под контроль самопровозглашенной ДНР в 2014-2015 годы стал административным и экономическим центром подконтрольной Киеву части Донбасса. С октября 2014-го в нем располагается Донецкая областная администрация.
Краматорск расположен в долине реки Казенный Торец — притока Северского Донца в бассейне Дона, рельеф равнинный, но изрезан оврагами и балками (высохшие русла рек). Площадь города — 77,36 кв. км. Административно разделен на восемь микрорайонов. До начала в 2022-м боевых действий местные власти собирались построить на севере города еще один микрорайон — «Европейский».
Городская застройка сформировалась вокруг двух градообразующих предприятий — Старокраматорского и Новокраматорского машиностроительных заводов, расположившихся по обоим берегам Казенный Торец. Вокруг них образовались два главных района — соответственно Старый город на западном берегу с нерегулярной застройкой и расположенный к востоку от него Соцгород с регулярной планировкой улиц. Композиционный центр города — Площадь мира в Соцгороде с архитектурной доминантой в виде Дворца культуры.
Через город проходит национальная трасса Н20, связывающая Краматорск со Славянском, Донецком и Мариуполем, дороги территориального значения Т0510 и Т0514. Севернее Краматорска, через Славянск, проходит международная трасса М03. Крупный железнодорожный узел (вокзал и станция расположен в Старом городе) на стыке линий Славянск-Горловка и Краматорск-Бахмут (Артемовск), автовокзал (в Соцгороде) для пригородных, региональных и международных рейсов. Там также расположен аэропорт внутренних линий и военный аэродром.
Действующая символика города утверждена в 2008 году и выполнена в национальных цветах Украины. Герб представляет собой голубой щит, вписанный в декоративный картуш и увенчанный серебряной городской короной, под ним — скрещенные кирка и кайло, перевитые желто-голубой лентой с названием города. В верхней части щита — горизонтальная полоса желтого цвета, там изображены три зеленых кленовых листа (отсылка к «городу-саду» — концепции развития жилых районов 1930-х годов). На голубом поле изображены символы промышленной специализации города — золотая шестеренка, в которую вписаны силуэты двух коперов, заводской трубы и домны того же цвета.
Флаг города выполнен в тех же цветах и состоит из трех горизонтальных полос — желтой, голубой и желтой в пропорции 1:4:1, по центру которого — шестерня с вписанными в них теми же символами с герба города.
Согласно переписи 2001 года, в городе проживало 181 025 человек. В национальном составе преобладали украинцы (70,18%) и русские (26,89%), а в языковом отношении — русский (67,87%) и украинский (31,06%) языки. На 1 января 2022 года украинская статистика оценивала численность города в 147 145 жителей.
Первые поселения на месте будущего города возникли в XVIII веке, исторически входил в Слободскую Украину. Город был основан в 1868 году как железнодорожный полустанок Краматорская при строительстве Курско-Харьковско-Азовской железной дороги неподалеку от слобод Белянское (ныне в черте Краматорска) и Шабельковка (ныне поселок, обе существуют с XVIII века). Этимология названия дискуссионна. После того как в 1878 году через Краматорскую была проведена линия Донецкой каменноугольной железной дороги, станция стала узловой, началось интенсивное промышленное развитие с участием иностранного капитала. В 1885 году был введен в эксплуатацию завод по производству извести и алебастра, в 1896 открылся литейный и механический завод (в будущем Старокраматорский машиностроительный), в 1898-м — первая доменная печь (в будущем металлургический завод). В 1897-м в населенном пункте проживало почти 12 тыс. человек.
До революции входил в Белянскую волость Изюмского уезда Харьковской губернии. В 1923 году получил статус райцентра, с 1932-го — город областного подчинения. В октябре 1929 года началось строительство Новокраматорского машиностроительного завода, который был пущен в строй в 1934 году и стал одним из ведущих предприятий города и района (ныне ПРАТ «НКМЗ»). Вокруг него образовался новый район (Соцгород), а к 1990 году число занятых на этом предприятии достигло 30 тыс. рабочих.
С октября 1941-го по начало февраля 1942-го и с конца февраля 1942-го по сентябрь 1943-го Краматорск находился под немецкой оккупацией. После войны развивался как промышленный центр, велось активное жилищное строительство. В течение 1980-1990-х годов пострадал от социально-экономического кризиса и всплеска организованной преступности. В начале вооруженного противостояния на востоке Украины в апреле-июле 2014 года контролировался сторонниками самопровозглашенной ДНР, затем ВСУ вернули контроль себе..
Ныне Краматорск — один из центров тяжелого машиностроения. Главные специализации — машино- и приборостроение, металлургия, развито производство машин и оборудования, электроники, транспортных средств. Там работали предприятия металлургии и металлообработки. Машиностроительная продукция обеспечивала до 70% всего промышленного выпуска, продукты металлургии (сталь, прокат) — около 10%.
Среди крупнейших бюджетообразующих предприятий города — НКМЗ (станки и оборудование для доменных печей, экскаваторы), «Энергомашспецсталь» (турбины и другое оборудование для атомных установок и реакторов), металлопрокатный и ферросплавный заводы, завод тяжелого станкостроения, предприятия «Фурлендер Виндтехнолоджи» (производство ветроэнергетических установок), «Донмет» (газосварочное оборудование). Есть три вуза, несколько техникумов, музей истории города, художественный музей.
После начала полномасштабных боевых действий в 2022 году Краматорск вместе со Славянском стал одной из главных целей военной операции России на Донбассе. Стратегическое значение этих городов заключается в том, что они образуют крупнейшую подконтрольную Киеву городскую агломерацию. А она, в свою очередь, является самым важным транспортно-логистическим узлом и укрепленным районом северного Донбасса.