19 ноября премьер-министр Михаил Мишустин провел стратегическую сессию о качестве общего и профессионального образования, участники которой обсудили разработку стратегии образования до 2036 года. Подготовить стратегию должны к марту 2025 года.
— Сегодня дан старт работе над стратегией образования. Зачем нужна такая стратегия, какие задачи она должна решить?
— Главная задача — это воспитание, формирование личности, начиная с дошкольного возраста, чтобы дети имели широкий кругозор, были патриотично настроены и нашли свой путь в жизни. Для этого мы будем создавать условия и соответствующие программы, государственные учебники, заниматься профориентацией и подготовкой учителей. Чтобы человек, завершая школу, понимал, какие у него есть возможности, имел хорошее фундаментальное образование не только по предметам, которые сдает в рамках ЕГЭ, но и по таким творческим направлениям, как музыка, труд, изобразительное искусство.
Нам необходимо создавать с самого раннего возраста условия для развития индивидуальных способностей, талантов каждого ребенка, возможности приобретения знаний, умений, навыков и компетенций для осознанного выбора будущей профессии. Воспитание всесторонне развитых ребят позволит обеспечить процветание нашей страны, а также технологическое и культурное лидерство России.
— Если говорить о конкретных действиях, например, понадобится ли вносить изменения в закон об образовании или в другие документы, которые регулируют этот процесс?
— На сегодняшний день наша нормативная база в целом сформирована. В последнее время существенные изменения прошли в части внедрения единых программ, государственных учебников, единой государственной информационной системы подготовки в вузах. Если мы во время разработки стратегии поймем, что нам нужны дополнительные изменения, то, возможно, вместе с Государственной думой и Советом Федерации внесем предложения по совершенствованию законодательства.
— Какие основные вызовы сегодняшнего времени должна учесть стратегия?
— Меняется технологический уклад, развиваются наука и экономика, нужны новые навыки школьникам и студентам колледжей — это все мы будем учитывать. В декабре Министерство труда России представит прогноз по востребованным специальностям, мы его синхронизируем с профессиональной подготовкой, если надо откорректируем программы. Также необходимо учитывать демографические вопросы, миграционную политику, вопросы, связанные с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Что касается санкций, они, на самом деле, уже мало влияют на систему образования, несмотря на них, все необходимые задачи мы решаем. Я не исключаю, что как раз во время обсуждений стратегии мы выйдем еще и на другие вызовы, которые необходимо будет отразить. Один из основных, на мой взгляд, это, конечно, информационная война. Нам нужно не наступить на грабли, которые были в 90-е годы, когда стали разрушать советскую систему образования, единые учебники, программы, педагогическую науку, руководствуясь инструкциями западных деятелей. Самое главное закрепить это в стратегии, чтобы не совершать этих ошибок.
— Вы упомянули вопросы миграционной политики, это касается организации изучения русского языка для мигрантов?
— Да, мы сейчас прорабатываем вопрос создания центров по изучению русского языка для детей из других стран, которые в этом нуждаются, на базе педагогических вузов.
— Какие конкретные целевые показатели к 2036 году планируется прописать в стратегии?
— Прежде всего, это вопросы трудоустройства — нужно обеспечить максимальное трудоустройство по специальности, по завершению колледжа и вуза. Второе — удержать и развивать уровень естественнонаучного образования, которое у нас есть, а также выборность предметов. Сегодня 64% школьников выбирают предмет естественных наук для сдачи Единого государственного экзамена, важно этот показатель закрепить. Надо совершенствовать процесс проведения ЕГЭ и ОГЭ. Также важно снизить бюрократическую нагрузку на учителей. Она должна быть минимальной, чтобы не занимать время работы педагогов с детьми. К тому же мы должны точно закрепить численность учителей, в зависимости от числа школьников, а также понять, какие учителя нам нужны по каждому предмету, чтобы планировать подготовку в педагогических вузах и педагогических колледжах. Ну и, конечно, необходимо решить вопрос заработных плат — ввести новую систему оплаты труда учителей.
— Для разработки стратегии создали 14 экспертных групп, куда помимо экспертов образования вошли и сами ученики. У школьников и их родителей действительно есть возможность повлиять на содержание стратегии?
— Нам важен максимальный охват, для этого мы вовлекаем в обсуждение и опытных учителей, и тех, которые только пришли в школу, а также родителей, активных школьников из российского движения детей, молодежи. Мы также привлекаем ученых, Российскую академию образования, Российскую академию наук.
Мы учитываем и мнение наших оппонентов, которые критически относятся к стратегии, они тоже участвуют в ее обсуждении. Нам нужно услышать мнение общества, потому что образование затрагивает каждого.
— Сегодня дан старт работе над стратегией образования. Зачем нужна такая стратегия, какие задачи она должна решить?
— Главная задача — это воспитание, формирование личности, начиная с дошкольного возраста, чтобы дети имели широкий кругозор, были патриотично настроены и нашли свой путь в жизни. Для этого мы будем создавать условия и соответствующие программы, государственные учебники, заниматься профориентацией и подготовкой учителей. Чтобы человек, завершая школу, понимал, какие у него есть возможности, имел хорошее фундаментальное образование не только по предметам, которые сдает в рамках ЕГЭ, но и по таким творческим направлениям, как музыка, труд, изобразительное искусство.
Нам необходимо создавать с самого раннего возраста условия для развития индивидуальных способностей, талантов каждого ребенка, возможности приобретения знаний, умений, навыков и компетенций для осознанного выбора будущей профессии. Воспитание всесторонне развитых ребят позволит обеспечить процветание нашей страны, а также технологическое и культурное лидерство России.
— Если говорить о конкретных действиях, например, понадобится ли вносить изменения в закон об образовании или в другие документы, которые регулируют этот процесс?
— На сегодняшний день наша нормативная база в целом сформирована. В последнее время существенные изменения прошли в части внедрения единых программ, государственных учебников, единой государственной информационной системы подготовки в вузах. Если мы во время разработки стратегии поймем, что нам нужны дополнительные изменения, то, возможно, вместе с Государственной думой и Советом Федерации внесем предложения по совершенствованию законодательства.
— Какие основные вызовы сегодняшнего времени должна учесть стратегия?
— Меняется технологический уклад, развиваются наука и экономика, нужны новые навыки школьникам и студентам колледжей — это все мы будем учитывать. В декабре Министерство труда России представит прогноз по востребованным специальностям, мы его синхронизируем с профессиональной подготовкой, если надо откорректируем программы. Также необходимо учитывать демографические вопросы, миграционную политику, вопросы, связанные с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Что касается санкций, они, на самом деле, уже мало влияют на систему образования, несмотря на них, все необходимые задачи мы решаем. Я не исключаю, что как раз во время обсуждений стратегии мы выйдем еще и на другие вызовы, которые необходимо будет отразить. Один из основных, на мой взгляд, это, конечно, информационная война. Нам нужно не наступить на грабли, которые были в 90-е годы, когда стали разрушать советскую систему образования, единые учебники, программы, педагогическую науку, руководствуясь инструкциями западных деятелей. Самое главное закрепить это в стратегии, чтобы не совершать этих ошибок.
— Вы упомянули вопросы миграционной политики, это касается организации изучения русского языка для мигрантов?
— Да, мы сейчас прорабатываем вопрос создания центров по изучению русского языка для детей из других стран, которые в этом нуждаются, на базе педагогических вузов.
— Какие конкретные целевые показатели к 2036 году планируется прописать в стратегии?
— Прежде всего, это вопросы трудоустройства — нужно обеспечить максимальное трудоустройство по специальности, по завершению колледжа и вуза. Второе — удержать и развивать уровень естественнонаучного образования, которое у нас есть, а также выборность предметов. Сегодня 64% школьников выбирают предмет естественных наук для сдачи Единого государственного экзамена, важно этот показатель закрепить. Надо совершенствовать процесс проведения ЕГЭ и ОГЭ. Также важно снизить бюрократическую нагрузку на учителей. Она должна быть минимальной, чтобы не занимать время работы педагогов с детьми. К тому же мы должны точно закрепить численность учителей, в зависимости от числа школьников, а также понять, какие учителя нам нужны по каждому предмету, чтобы планировать подготовку в педагогических вузах и педагогических колледжах. Ну и, конечно, необходимо решить вопрос заработных плат — ввести новую систему оплаты труда учителей.
— Для разработки стратегии создали 14 экспертных групп, куда помимо экспертов образования вошли и сами ученики. У школьников и их родителей действительно есть возможность повлиять на содержание стратегии?
— Нам важен максимальный охват, для этого мы вовлекаем в обсуждение и опытных учителей, и тех, которые только пришли в школу, а также родителей, активных школьников из российского движения детей, молодежи. Мы также привлекаем ученых, Российскую академию образования, Российскую академию наук.
Мы учитываем и мнение наших оппонентов, которые критически относятся к стратегии, они тоже участвуют в ее обсуждении. Нам нужно услышать мнение общества, потому что образование затрагивает каждого.