S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chernobyl — игра украинской студии GSC Game World. Это шутер в открытом мире (виртуальный мир, который игрок может свободно исследовать) с элементами хоррора, который рассказывает о выдуманных событиях в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС. Это четвертая игра в серии S.T.A.L.K.E.R. Первую — S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl — разработчики выпустили для компьютеров в 2007 году. За первый год было продано 950 тыс. копий игры в СНГ и 700 тыс. в других регионах. Для сравнения: продажи вышедшего в том же году «Ведьмака» от польской студии CD Projekt Red составили 1 млн копий за год.
Студия GSC Game World была основана предпринимателем из Киева Сергеем Григоровичем. После перезапуска в 2014 году ее возглавил его брат Евгений Григорович. В 2008 и 2009 годах GSC Game World выпустила продолжения первой игры: «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо» и «S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти». S.T.A.L.K.E.R. 2 впервые анонсировали в 2010 году, но в 2012-м отменили. В 2018-м к работе над игрой вернулись, но ее релиз переносился шесть раз. События новой игры разворачиваются спустя десять лет после выхода предыдущей части серии.
За время существования трилогии вокруг нее сформировалось крупное фанатское сообщество. Англоязычный форум по S.T.A.L.K.E.R. на Reddit насчитывает 177 тыс. участников, в «ВКонтакте» есть десятки сообществ по игре с сотнями тысяч подписчиков. В 2021 году Евгений Григорович рассказал, что за все время суммарно было продано 15 млн копий игр серии S.T.A.L.K.E.R.
После начала специальной военной операции в феврале 2022 года GSC Game World отказалась от русскоязычной озвучки S.T.A.L.K.E.R. 2 и закрыла продажи предыдущих частей серии в российском регионе. На странице S.T.A.L.K.E.R. 2 в цифровом магазине Steam указано, что в игре присутствует русский язык — интерфейс и субтитры, но озвучка доступна только украинская и английская. GSC Game World с самого начала вооруженного конфликта выступила с заявлениями в поддержку Вооруженных сил Украины (ВСУ), а главную страницу своего сайта изменила на манифест, где содержались призывы переводить деньги в украинские фонды.
Весной 2022 года Роскомнадзор заблокировал сайт студии в России по решению Генпрокуратуры на основании ст. 15.3 закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (призывы к экстремистской деятельности, финансировании противника, недостоверная информация о Вооруженных силах России и др.).
Сама GSC Game World запретила продажу в России S.T.A.L.K.E.R. 2 на физических и цифровых носителях, но оформленные до 15 марта 2022 года предзаказы на цифровые издания сохранились за игроками. Компания также заблокировала для россиян доступ ко всем своим предыдущим продуктам в цифровом магазине Steam.
Для покупки игры геймеры используют посредников, которые передают им новинки через другие регионы, отправляя товар в виде «ключа» или подарка. S.T.A.L.K.E.R. 2 также будет доступен по подписке Xbox Game Pass — в 2020 году украинская студия заключила соглашение с Microsoft, которое предполагает, что игра сначала должна выйти эксклюзивно для игровых консолей Xbox Series и компьютеров и стать доступной к загрузке подписчикам Game Pass. На начало года подпиской пользовались 34 млн пользователей по всему миру. Но в России купить подписку Xbox Game Pass официально невозможно, поскольку Microsoft приостановила деятельность в стране в марте 2022-го. Для оформления этой подписки геймеры также используют посредников. При наличии Game Pass S.T.A.L.K.E.R. 2 будет доступен для пользователя бесплатно. Ключи активации к Steam и Xbox Game Pass предлагают купить на Avito, Wildberries и других менее известных платформах.
В преддверии релиза S.T.A.L.K.E.R 2 в российских медиа актуализировалась дискуссия о будущем содержании игры. В начале ноября первый зампред комитета Госдумы по информполитике Антон Горелкин заявил, что новая игра «имеет все шансы оказаться официально запрещенной» в России. Депутат отметил, что дело не столько в финансовой поддержке ВСУ со стороны разработчиков, сколько в возможном наличии экстремистского контента внутри игры из-за активной проукраинской позиции студии.
На момент релиза игра в России официально не запрещена. Если в игре обнаружат экстремистский контент, решение о ее запрете должен будет принять суд. После этого Минюст должен будет в течение 30 дней внести игру в федеральный список экстремистских материалов. Как ранее говорили РБК эксперты, такими материалами в игре могут быть лозунги, тексты, изображения и символы, запрещенные в России.
Управляющий партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Алексей Добрынин считает, что, если игра будет запрещена, в ее покупке могут усмотреть признаки госизмены (ст. 275 Уголовного кодекса; наказание — до пожизненного лишения свободы), содействия террористической деятельности (ст. 205.1 УК, до восьми лет лишения свободы) и финансирования экстремистской деятельности (ст. 282.3 УК, до восьми лет лишения свободы). В разговоре с РБК Добрынин отметил, что, если игрок бесплатно получил игру, например через подписку Xbox Game Pass, ответственность за госизмену, содействие террористической деятельности и финансирование экстремистской организации будет исключено. При покупке через посредников «будет иметь значение, был ли найден посредник специально для приобретения игры. В таком случае уголовно-правовые риски сохраняются», — говорит он.
Управляющий партнер юридической компании ЭБР Александр Журавлев напоминает, что в России был только один случай, когда игру признали экстремистской. «На данный момент S.T.A.L.K.E.R. 2 не признана судом экстремистской, а будет ли в игре обнаружен противоправный контент, вопрос открытый. Так, например, в игре Wolfenstein много нацистской символики, но по сюжету вы попадаете в будущее, где пытаетесь сделать так, чтобы нацистская Германия погибла уже в будущем. Это не противоправный контент, а творческий замысел», — рассуждает он.
Один из собеседников РБК указал, что тот факт, что студия-разработчик делала донаты ВСУ, ставит вопрос, как будет действовать государство. «Будет ли оно исходить из того, что априори все, что вы покупаете, пойдет на финансирование ВСУ, или отдельно выделять случаи, которые связаны с такой поддержкой. Прецедентов, как запрещать игру по таким основаниям, раньше не было», — говорит этот собеседник. Он отметил, что пока нет официального запрета игры в России, а сайты-посредники распространяют не сами игры, а подарочные карты для пополнения иностранных аккаунтов либо, в более редких случаях, профильные коды, предназначенные для маркетинговых акций в определенных регионах. «Нужно еще доказать, что потраченные средства пойдут именно на финансирование ВСУ. Но с учетом шумихи многие издатели сознательно отказались от распространения новой игры, чтобы избежать сложностей в будущем, связанных с возможным преследованием», — сказал источник.
На некоторых сайтах-посредниках, которые продают ключи для доступа к Steam, при поиске S.T.A.L.K.E.R 2 появляется предупреждение: «Мы не рекомендуем покупать данную игру, вырученные средства могут пойти на поддержку ВСУ». Представители Wildberries и Avito заверили РБК, что размещают на своих платформах только легитимный контент. «Будет ли размещено предложение с тем или иным товаром или услугой, всегда зависит от актуальных норм законодательства», — отметил представитель Avito. «В случае если соответствующее решение о запрете S.T.A.L.K.E.R. 2 вступит в силу, Wildberries не допустит к продаже и скроет такие товары с витрины маркетплейса», — сказал представитель платформы.
Обычно блогеры конкурируют между собой за право первыми записать прохождение новых игр и сделать по ним трансляции, так как это привлекает новую аудиторию. Например, блогер-миллионник Дмитрий Куплинов собрал 14 млн просмотров на YouTube на первой серии своего прохождения игры Atomic Heart (шутер от российско-кипрской студии Mundfish в мире альтернативного СССР, вышел в феврале 2023 года).
Если в игре будут найдены экстремистские материалы, при проведении трансляций с процессом игры возникает риск привлечения к ответственности, предусмотренной ст. 20.29 Кодекса об административных нарушениях (массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список подобных материалов), указал Алексей Добрынин. За публикацию мемов, видео и трансляции по игре можно будет получить штраф до 3 тыс. руб. или до 15 суток административного ареста.
Представитель VK не стал комментировать, будут ли они в своих соцсетях и других сервисах применять какие-либо меры к контенту по S.T.A.L.K.E.R. 2 после релиза. РБК направил запросы в Twitch и Google.
Несмотря на возможные риски, игроки и блогеры ждут релиз. Интерес к новой игре у российской аудитории будет в любом случае и негативный фон, скандалы, блокировки и обсуждения этого только поспособствуют спросу, считает руководитель Организации развития видеоигровой индустрии (РВИ) Василий Овчинников. «S.T.A.L.K.E.R. — одна из популярных серий среди русскоязычных геймеров, сеттинг Чернобыля (место, время и атмосфера, в которых развивается действие. — РБК) аудитории интересен, — объясняет он. — Проект даже выдвигался в прошлом году в Зал славы отечественной видеоигровой индустрии, но из-за многочисленных негативных обращений, связанных с критикой позиции студии в отношении спецоперации, был исключен из голосования». Популярность франшизы S.T.A.L.K.E.R. Овчинников объясняет рядом факторов. Во-первых, чернобыльская катастрофа — это «одно из самых трагичных и значимых событий в истории СССР, которое до сих пор оставляет след в сердцах людей», локации и сама зона отчуждения сразу вызывают у многих чувство узнаваемости и интерес. Во-вторых, постапокалиптический сеттинг — это в целом популярная тема в играх, в S.T.A.L.K.E.R. же он «особенный»: «Тут смешаны научная фантастика, мистика и реализм. Мрачные пейзажи, заброшенные здания и всякие опасные аномалии создают ощущение постоянной угрозы и неизвестности». Кроме того, S.T.A.L.K.E.R. был разработан украинской студией и изначально получил качественную локализацию на русском языке, что сделало игру доступной для широкой аудитории в России и странах СНГ, где не все свободно владеют английским.
О том, что спрос на игру со стороны российских пользователей будет высоким, говорит и президент Ассоциации дистрибьюторов и импортеров видеоигр («Р.А.Д.И. Видеоигр»), гендиректор компании-дистрибьютора «Ачивка» Яша Хаддажи. Оценивать содержание и геймплей проекта на данный момент «невозможно, но с учетом контекста риски остаются», продолжает Хаддажи. «Чтобы получить доступ к игре на Xbox, нужно иметь аккаунт, зарегистрированный в другой стране, — рассуждает он. — Значит, даже если государство запретит покупку этой игры, контролировать исполнение запрета будет очень сложно».
Студия GSC Game World была основана предпринимателем из Киева Сергеем Григоровичем. После перезапуска в 2014 году ее возглавил его брат Евгений Григорович. В 2008 и 2009 годах GSC Game World выпустила продолжения первой игры: «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо» и «S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти». S.T.A.L.K.E.R. 2 впервые анонсировали в 2010 году, но в 2012-м отменили. В 2018-м к работе над игрой вернулись, но ее релиз переносился шесть раз. События новой игры разворачиваются спустя десять лет после выхода предыдущей части серии.
За время существования трилогии вокруг нее сформировалось крупное фанатское сообщество. Англоязычный форум по S.T.A.L.K.E.R. на Reddit насчитывает 177 тыс. участников, в «ВКонтакте» есть десятки сообществ по игре с сотнями тысяч подписчиков. В 2021 году Евгений Григорович рассказал, что за все время суммарно было продано 15 млн копий игр серии S.T.A.L.K.E.R.
После начала специальной военной операции в феврале 2022 года GSC Game World отказалась от русскоязычной озвучки S.T.A.L.K.E.R. 2 и закрыла продажи предыдущих частей серии в российском регионе. На странице S.T.A.L.K.E.R. 2 в цифровом магазине Steam указано, что в игре присутствует русский язык — интерфейс и субтитры, но озвучка доступна только украинская и английская. GSC Game World с самого начала вооруженного конфликта выступила с заявлениями в поддержку Вооруженных сил Украины (ВСУ), а главную страницу своего сайта изменила на манифест, где содержались призывы переводить деньги в украинские фонды.
Весной 2022 года Роскомнадзор заблокировал сайт студии в России по решению Генпрокуратуры на основании ст. 15.3 закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (призывы к экстремистской деятельности, финансировании противника, недостоверная информация о Вооруженных силах России и др.).
Сама GSC Game World запретила продажу в России S.T.A.L.K.E.R. 2 на физических и цифровых носителях, но оформленные до 15 марта 2022 года предзаказы на цифровые издания сохранились за игроками. Компания также заблокировала для россиян доступ ко всем своим предыдущим продуктам в цифровом магазине Steam.
Для покупки игры геймеры используют посредников, которые передают им новинки через другие регионы, отправляя товар в виде «ключа» или подарка. S.T.A.L.K.E.R. 2 также будет доступен по подписке Xbox Game Pass — в 2020 году украинская студия заключила соглашение с Microsoft, которое предполагает, что игра сначала должна выйти эксклюзивно для игровых консолей Xbox Series и компьютеров и стать доступной к загрузке подписчикам Game Pass. На начало года подпиской пользовались 34 млн пользователей по всему миру. Но в России купить подписку Xbox Game Pass официально невозможно, поскольку Microsoft приостановила деятельность в стране в марте 2022-го. Для оформления этой подписки геймеры также используют посредников. При наличии Game Pass S.T.A.L.K.E.R. 2 будет доступен для пользователя бесплатно. Ключи активации к Steam и Xbox Game Pass предлагают купить на Avito, Wildberries и других менее известных платформах.
В преддверии релиза S.T.A.L.K.E.R 2 в российских медиа актуализировалась дискуссия о будущем содержании игры. В начале ноября первый зампред комитета Госдумы по информполитике Антон Горелкин заявил, что новая игра «имеет все шансы оказаться официально запрещенной» в России. Депутат отметил, что дело не столько в финансовой поддержке ВСУ со стороны разработчиков, сколько в возможном наличии экстремистского контента внутри игры из-за активной проукраинской позиции студии.
На момент релиза игра в России официально не запрещена. Если в игре обнаружат экстремистский контент, решение о ее запрете должен будет принять суд. После этого Минюст должен будет в течение 30 дней внести игру в федеральный список экстремистских материалов. Как ранее говорили РБК эксперты, такими материалами в игре могут быть лозунги, тексты, изображения и символы, запрещенные в России.
Управляющий партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Алексей Добрынин считает, что, если игра будет запрещена, в ее покупке могут усмотреть признаки госизмены (ст. 275 Уголовного кодекса; наказание — до пожизненного лишения свободы), содействия террористической деятельности (ст. 205.1 УК, до восьми лет лишения свободы) и финансирования экстремистской деятельности (ст. 282.3 УК, до восьми лет лишения свободы). В разговоре с РБК Добрынин отметил, что, если игрок бесплатно получил игру, например через подписку Xbox Game Pass, ответственность за госизмену, содействие террористической деятельности и финансирование экстремистской организации будет исключено. При покупке через посредников «будет иметь значение, был ли найден посредник специально для приобретения игры. В таком случае уголовно-правовые риски сохраняются», — говорит он.
Управляющий партнер юридической компании ЭБР Александр Журавлев напоминает, что в России был только один случай, когда игру признали экстремистской. «На данный момент S.T.A.L.K.E.R. 2 не признана судом экстремистской, а будет ли в игре обнаружен противоправный контент, вопрос открытый. Так, например, в игре Wolfenstein много нацистской символики, но по сюжету вы попадаете в будущее, где пытаетесь сделать так, чтобы нацистская Германия погибла уже в будущем. Это не противоправный контент, а творческий замысел», — рассуждает он.
Один из собеседников РБК указал, что тот факт, что студия-разработчик делала донаты ВСУ, ставит вопрос, как будет действовать государство. «Будет ли оно исходить из того, что априори все, что вы покупаете, пойдет на финансирование ВСУ, или отдельно выделять случаи, которые связаны с такой поддержкой. Прецедентов, как запрещать игру по таким основаниям, раньше не было», — говорит этот собеседник. Он отметил, что пока нет официального запрета игры в России, а сайты-посредники распространяют не сами игры, а подарочные карты для пополнения иностранных аккаунтов либо, в более редких случаях, профильные коды, предназначенные для маркетинговых акций в определенных регионах. «Нужно еще доказать, что потраченные средства пойдут именно на финансирование ВСУ. Но с учетом шумихи многие издатели сознательно отказались от распространения новой игры, чтобы избежать сложностей в будущем, связанных с возможным преследованием», — сказал источник.
На некоторых сайтах-посредниках, которые продают ключи для доступа к Steam, при поиске S.T.A.L.K.E.R 2 появляется предупреждение: «Мы не рекомендуем покупать данную игру, вырученные средства могут пойти на поддержку ВСУ». Представители Wildberries и Avito заверили РБК, что размещают на своих платформах только легитимный контент. «Будет ли размещено предложение с тем или иным товаром или услугой, всегда зависит от актуальных норм законодательства», — отметил представитель Avito. «В случае если соответствующее решение о запрете S.T.A.L.K.E.R. 2 вступит в силу, Wildberries не допустит к продаже и скроет такие товары с витрины маркетплейса», — сказал представитель платформы.
Обычно блогеры конкурируют между собой за право первыми записать прохождение новых игр и сделать по ним трансляции, так как это привлекает новую аудиторию. Например, блогер-миллионник Дмитрий Куплинов собрал 14 млн просмотров на YouTube на первой серии своего прохождения игры Atomic Heart (шутер от российско-кипрской студии Mundfish в мире альтернативного СССР, вышел в феврале 2023 года).
Если в игре будут найдены экстремистские материалы, при проведении трансляций с процессом игры возникает риск привлечения к ответственности, предусмотренной ст. 20.29 Кодекса об административных нарушениях (массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список подобных материалов), указал Алексей Добрынин. За публикацию мемов, видео и трансляции по игре можно будет получить штраф до 3 тыс. руб. или до 15 суток административного ареста.
Представитель VK не стал комментировать, будут ли они в своих соцсетях и других сервисах применять какие-либо меры к контенту по S.T.A.L.K.E.R. 2 после релиза. РБК направил запросы в Twitch и Google.
Несмотря на возможные риски, игроки и блогеры ждут релиз. Интерес к новой игре у российской аудитории будет в любом случае и негативный фон, скандалы, блокировки и обсуждения этого только поспособствуют спросу, считает руководитель Организации развития видеоигровой индустрии (РВИ) Василий Овчинников. «S.T.A.L.K.E.R. — одна из популярных серий среди русскоязычных геймеров, сеттинг Чернобыля (место, время и атмосфера, в которых развивается действие. — РБК) аудитории интересен, — объясняет он. — Проект даже выдвигался в прошлом году в Зал славы отечественной видеоигровой индустрии, но из-за многочисленных негативных обращений, связанных с критикой позиции студии в отношении спецоперации, был исключен из голосования». Популярность франшизы S.T.A.L.K.E.R. Овчинников объясняет рядом факторов. Во-первых, чернобыльская катастрофа — это «одно из самых трагичных и значимых событий в истории СССР, которое до сих пор оставляет след в сердцах людей», локации и сама зона отчуждения сразу вызывают у многих чувство узнаваемости и интерес. Во-вторых, постапокалиптический сеттинг — это в целом популярная тема в играх, в S.T.A.L.K.E.R. же он «особенный»: «Тут смешаны научная фантастика, мистика и реализм. Мрачные пейзажи, заброшенные здания и всякие опасные аномалии создают ощущение постоянной угрозы и неизвестности». Кроме того, S.T.A.L.K.E.R. был разработан украинской студией и изначально получил качественную локализацию на русском языке, что сделало игру доступной для широкой аудитории в России и странах СНГ, где не все свободно владеют английским.
О том, что спрос на игру со стороны российских пользователей будет высоким, говорит и президент Ассоциации дистрибьюторов и импортеров видеоигр («Р.А.Д.И. Видеоигр»), гендиректор компании-дистрибьютора «Ачивка» Яша Хаддажи. Оценивать содержание и геймплей проекта на данный момент «невозможно, но с учетом контекста риски остаются», продолжает Хаддажи. «Чтобы получить доступ к игре на Xbox, нужно иметь аккаунт, зарегистрированный в другой стране, — рассуждает он. — Значит, даже если государство запретит покупку этой игры, контролировать исполнение запрета будет очень сложно».