Национальная ассоциация инфраструктурных компаний (НАИК; объединяет крупнейших игроков отрасли, в частности «Нацпроектстрой», «Трансстроймеханизацию», «Автобан» и др.) в середине ноября представила в Минтранс свои предложения по мерам поддержки для индустрии. В письме от гендиректора ассоциации Марии Ермальчук в адрес замминистра Виктора Тимофеева (есть в распоряжении РБК) перечислены антикризисные меры на 2025 год, направленные на поддержку дорожно-строительной отрасли. Они должны нивелировать влияние негативных факторов: продолжающегося санкционного давления, ускорения инфляции и роста ключевой ставки.
РБК направил запросы в ассоциацию, Минтранс, а также аппарат зампреда правительства Марата Хуснуллина. В пресс-службе Минстроя сообщили РБК, что в настоящее время при участии экспертного сообщества ведутся разработка и рассмотрение актуальных мер поддержки строительной отрасли. «Предложения НАИК также находятся на рассмотрении», — добавил представитель ведомства. В Минфине переадресовали вопросы в Минтранс.
Предложения ассоциации предусматривают как продление уже существующих мер поддержки, так и новые инициативы. В частности:
Среди новых мер, которые предлагает рассмотреть бизнес, — разрешить инфраструктурным подрядчикам размещать часть авансовых платежей на отдельных (обособленных) банковских счетах в кредитных организациях для извлечения подрядчиком дополнительных доходов, что позволит покрывать расходы на исполнение контракта. Сейчас авансы хранятся на лицевых счетах подрядных компаний. «Мера необходима для минимизации привлекаемых кредитных средств при реализации инфраструктурных проектов в рамках госконтрактов и снижения стоимости строительства. С учетом высокой ключевой ставки Банка России данная мера позволит компенсировать расходы подрядчиков на оплату процентов по кредитам и займам. Для этого требуется изменение Бюджетного кодекса и издание отдельного правового акта правительства», — говорится в документе.
Собеседник РБК в отрасли инфраструктурного строительства говорит, что главная опасность для отрасли в 2025 году — риск банкротства крупных компаний с высокой кредитной нагрузкой. В отрасли также опасаются возможного массового высвобождения персонала и взятой в лизинг техники: «Благодаря политике правительства и Минстроя отрасль в последние годы находится на пике. Если одномоментно отменить меры поддержки, собственникам компаний придется предпринимать меры по снижению издержек, например сокращать персонал», — пояснил он.
Гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров считает, что предлагаемые НАИК мероприятия логичны как минимум до конца 2025 года. В условиях, когда ставки по кредитам из-за роста ключевой ставки Центробанка «фактически стали запредельными», инфраструктурные компании сталкиваются со сложными вызовами. Крупные инфраструктурные проекты требуют финансирования и квалифицированного персонала, «дефицит которого сегодня острейший». «По мере снижения ключевой ставки ситуация имеет потенциал к улучшению. Но в 2025 году без поддержки финансовое положение многих инфраструктурных компаний может существенно ухудшиться. Запас прочности отраслевых игроков существенно меньше, чем у компаний, работающих, например, на рынке строительства жилья. Финансовое положение профильных компаний в отсутствие мер поддержки может ухудшиться, что формирует риски неплатежей и даже локальных банкротств», — отмечает Бурмистров.
РБК направил запросы в ассоциацию, Минтранс, а также аппарат зампреда правительства Марата Хуснуллина. В пресс-службе Минстроя сообщили РБК, что в настоящее время при участии экспертного сообщества ведутся разработка и рассмотрение актуальных мер поддержки строительной отрасли. «Предложения НАИК также находятся на рассмотрении», — добавил представитель ведомства. В Минфине переадресовали вопросы в Минтранс.
Предложения ассоциации предусматривают как продление уже существующих мер поддержки, так и новые инициативы. В частности:
Среди новых мер, которые предлагает рассмотреть бизнес, — разрешить инфраструктурным подрядчикам размещать часть авансовых платежей на отдельных (обособленных) банковских счетах в кредитных организациях для извлечения подрядчиком дополнительных доходов, что позволит покрывать расходы на исполнение контракта. Сейчас авансы хранятся на лицевых счетах подрядных компаний. «Мера необходима для минимизации привлекаемых кредитных средств при реализации инфраструктурных проектов в рамках госконтрактов и снижения стоимости строительства. С учетом высокой ключевой ставки Банка России данная мера позволит компенсировать расходы подрядчиков на оплату процентов по кредитам и займам. Для этого требуется изменение Бюджетного кодекса и издание отдельного правового акта правительства», — говорится в документе.
Собеседник РБК в отрасли инфраструктурного строительства говорит, что главная опасность для отрасли в 2025 году — риск банкротства крупных компаний с высокой кредитной нагрузкой. В отрасли также опасаются возможного массового высвобождения персонала и взятой в лизинг техники: «Благодаря политике правительства и Минстроя отрасль в последние годы находится на пике. Если одномоментно отменить меры поддержки, собственникам компаний придется предпринимать меры по снижению издержек, например сокращать персонал», — пояснил он.
Гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров считает, что предлагаемые НАИК мероприятия логичны как минимум до конца 2025 года. В условиях, когда ставки по кредитам из-за роста ключевой ставки Центробанка «фактически стали запредельными», инфраструктурные компании сталкиваются со сложными вызовами. Крупные инфраструктурные проекты требуют финансирования и квалифицированного персонала, «дефицит которого сегодня острейший». «По мере снижения ключевой ставки ситуация имеет потенциал к улучшению. Но в 2025 году без поддержки финансовое положение многих инфраструктурных компаний может существенно ухудшиться. Запас прочности отраслевых игроков существенно меньше, чем у компаний, работающих, например, на рынке строительства жилья. Финансовое положение профильных компаний в отсутствие мер поддержки может ухудшиться, что формирует риски неплатежей и даже локальных банкротств», — отмечает Бурмистров.