Содержание:
Национализация — это перевод имущества от частного собственника к государству. На практике чаще всего речь идет о национализации крупных предприятий, финансовых учреждений, транспорта или земель на возмездной (реквизиция) или безвозмездной (конфискация) основе. Право на национализацию предусмотрено Хартией экономических прав и обязанностей государств 1974 года, а также законодательствами большинства стран мира.
Крупнейшую национализацию в истории России провели большевики после прихода к власти в октябре 1917 года.
Предполагается, что при национализации государство платит компенсацию собственнику, у которого забирает предприятие или другое имущество, в таких случаях принято говорить о реквизиции. Также понятие «национализация» включает и экспроприацию без компенсации (конфискацию) — то есть безвозмездное присвоение государством частной собственности.
Согласно российской Конституции, право частной собственности охраняется законом, и отнять имущество у частного собственника можно лишь по решению суда и «при условии предварительного и равноценного возмещения». Отдельного закона о национализации и порядка ее проведения в России в настоящее время нет. Она упоминается в Гражданском кодексе (ГК) в разделе «Основания прекращение права собственности» (статья 235). В случае принятия соответствующего закона убытки от национализации имущества должны возмещаться собственнику на основании статьи 306 ГК.
В условиях рыночной экономики национализация диктуется в первую очередь экономической целесообразностью. К таким мерам государства чаще всего прибегают в условиях кризиса для поддержки ключевых секторов экономики и смягчения социального неравенства. Так, государство может выкупить малорентабельное, убыточное, но социально значимое предприятие, чтобы оно продолжало функционировать, а его сотрудники не остались без работы.
Иногда национализация диктуется политическими целями и затрагивает предприятия, чьи собственники, с точки зрения властей, действуют вразрез с национальными интересами или демонстрируют нелояльность политическому руководству. В отдельных случаях эпизоды национализации могут мотивироваться соображениями национальной безопасности.
В военное время власти могут национализировать частную собственность, чтобы мобилизовать ресурсы для нужд обороны и ведения военных действий.
Как правило, государства прибегали к национализации в тех отраслях, где частный национальный капитал был слишком слаб и не мог выдержать иностранной конкуренции. Также государства брали на себя хозяйствующие функции в тех секторах экономики, которые избегал частный бизнес из-за низкой рентабельности или долгих сроков окупаемости. Это транспорт, электроэнергетика, водоснабжение и другие инфраструктурные отрасли.
Развивающиеся страны также могут прибегать к этой мере в случае, если считают, что иностранный бизнес выводит из страны слишком много прибыли. Часто это случается с сырьевыми производствами в периоды, когда цены на сырье на мировых рынках высоки. Когда такое предприятие переходит к государству, то весь доход от его работы пополняет бюджет. Эти средства власти могут направить в зависимости от текущих приоритетов на развитие инфраструктуры, социальных программ и другие цели.
В тех случаях, когда государство стремится увеличить свой контроль над экономикой, оно, как правило, стремится национализировать стратегически важные предприятия: так власти смогут напрямую влиять на их работу и принимать решения, значимые для целых отраслей хозяйства.
Национализация влечет большие риски для инвестиционной привлекательности страны. Такие меры могут спровоцировать спад инвестиционной и деловой активности, отток иностранного капитала. Кроме того, государственные предприятия часто критикуют за, в целом, более низкую, чем у компаний частного сектора, эффективность использования капитала и труда, потому что у них меньше стимулов оптимизировать производство и увеличивать прибыль из-за бюджетных дотаций и защиты от конкуренции. Кроме того, правительствам сложнее отказывать государственным компаниям в запросах на выделение бюджетных средств, что может привести к дополнительным финансовым нагрузкам.
Считается, что огосударствление приводит к снижению конкуренции на рынке. В краткосрочной перспективе государство может увеличить доходы в бюджет, но со временем это начинает негативно сказываться на экономике: она становится менее инновационной. Потребители также страдают — из-за низкой конкуренции цены начинают расти.
В то же время национализация может благотворно сказываться на потребителях там, где речь идет о естественной монополии — такой ситуации на рынке, при которой производить товар дешевле и эффективнее одним предприятием без конкуренции со стороны других игроков. К таковым часто относят железнодорожный транспорт, транспортировку нефтегазового сырья по магистральным трубопроводам, почтовую связь. Например, специалисты Университета Гринвич в 2019 году пришли к выводу, что переход к государству железных дорог, общественного автотранспорта и коммунальных предприятий помог бы властям Великобритании экономить £13 млрд в год.
Национализация — это перевод имущества от частного собственника к государству. На практике чаще всего речь идет о национализации крупных предприятий, финансовых учреждений, транспорта или земель на возмездной (реквизиция) или безвозмездной (конфискация) основе. Право на национализацию предусмотрено Хартией экономических прав и обязанностей государств 1974 года, а также законодательствами большинства стран мира.
Крупнейшую национализацию в истории России провели большевики после прихода к власти в октябре 1917 года.
Предполагается, что при национализации государство платит компенсацию собственнику, у которого забирает предприятие или другое имущество, в таких случаях принято говорить о реквизиции. Также понятие «национализация» включает и экспроприацию без компенсации (конфискацию) — то есть безвозмездное присвоение государством частной собственности.
Согласно российской Конституции, право частной собственности охраняется законом, и отнять имущество у частного собственника можно лишь по решению суда и «при условии предварительного и равноценного возмещения». Отдельного закона о национализации и порядка ее проведения в России в настоящее время нет. Она упоминается в Гражданском кодексе (ГК) в разделе «Основания прекращение права собственности» (статья 235). В случае принятия соответствующего закона убытки от национализации имущества должны возмещаться собственнику на основании статьи 306 ГК.
В условиях рыночной экономики национализация диктуется в первую очередь экономической целесообразностью. К таким мерам государства чаще всего прибегают в условиях кризиса для поддержки ключевых секторов экономики и смягчения социального неравенства. Так, государство может выкупить малорентабельное, убыточное, но социально значимое предприятие, чтобы оно продолжало функционировать, а его сотрудники не остались без работы.
Иногда национализация диктуется политическими целями и затрагивает предприятия, чьи собственники, с точки зрения властей, действуют вразрез с национальными интересами или демонстрируют нелояльность политическому руководству. В отдельных случаях эпизоды национализации могут мотивироваться соображениями национальной безопасности.
В военное время власти могут национализировать частную собственность, чтобы мобилизовать ресурсы для нужд обороны и ведения военных действий.
Как правило, государства прибегали к национализации в тех отраслях, где частный национальный капитал был слишком слаб и не мог выдержать иностранной конкуренции. Также государства брали на себя хозяйствующие функции в тех секторах экономики, которые избегал частный бизнес из-за низкой рентабельности или долгих сроков окупаемости. Это транспорт, электроэнергетика, водоснабжение и другие инфраструктурные отрасли.
Развивающиеся страны также могут прибегать к этой мере в случае, если считают, что иностранный бизнес выводит из страны слишком много прибыли. Часто это случается с сырьевыми производствами в периоды, когда цены на сырье на мировых рынках высоки. Когда такое предприятие переходит к государству, то весь доход от его работы пополняет бюджет. Эти средства власти могут направить в зависимости от текущих приоритетов на развитие инфраструктуры, социальных программ и другие цели.
В тех случаях, когда государство стремится увеличить свой контроль над экономикой, оно, как правило, стремится национализировать стратегически важные предприятия: так власти смогут напрямую влиять на их работу и принимать решения, значимые для целых отраслей хозяйства.
Национализация влечет большие риски для инвестиционной привлекательности страны. Такие меры могут спровоцировать спад инвестиционной и деловой активности, отток иностранного капитала. Кроме того, государственные предприятия часто критикуют за, в целом, более низкую, чем у компаний частного сектора, эффективность использования капитала и труда, потому что у них меньше стимулов оптимизировать производство и увеличивать прибыль из-за бюджетных дотаций и защиты от конкуренции. Кроме того, правительствам сложнее отказывать государственным компаниям в запросах на выделение бюджетных средств, что может привести к дополнительным финансовым нагрузкам.
Считается, что огосударствление приводит к снижению конкуренции на рынке. В краткосрочной перспективе государство может увеличить доходы в бюджет, но со временем это начинает негативно сказываться на экономике: она становится менее инновационной. Потребители также страдают — из-за низкой конкуренции цены начинают расти.
В то же время национализация может благотворно сказываться на потребителях там, где речь идет о естественной монополии — такой ситуации на рынке, при которой производить товар дешевле и эффективнее одним предприятием без конкуренции со стороны других игроков. К таковым часто относят железнодорожный транспорт, транспортировку нефтегазового сырья по магистральным трубопроводам, почтовую связь. Например, специалисты Университета Гринвич в 2019 году пришли к выводу, что переход к государству железных дорог, общественного автотранспорта и коммунальных предприятий помог бы властям Великобритании экономить £13 млрд в год.