По результатам подсчета 100% голосов в лидеры первого тура президентских выборов в Румынии вышел независимый кандидат, ультранационалист Кэлин Джорджеску (22,95%), согласно данным Центрального избирательного бюро страны. Борьба за второе место и возможность побороться за пост главы государства в финальном туре, назначенном на 8 декабря, развернулась между кандидатом от оппозиционной либеральной партии «Союз спасения Румынии» Еленой Ласкони и действующим премьер-министром страны, представителем Социал-демократической партии (СДП) Марчело Чолаку. В итоге Ласкони с минимальным отрывом (19,18% против 19,15%) удалось обойти главу правительства, которому предвыборные опросы пророчили уверенную победу в первом туре.
Официально имена кандидатов, которые встретятся во втором туре, в течение 24 часов должен объявить Конституционный суд республики.
62-летний Кэлин Джорджеску выступал на этих выборах в качестве независимого кандидата — в отличие от других претендентов у него не было предвыборного штаба; он вел свою кампанию под лозунгом «Переделать Румынию» в основном в TikTok, что, по мнению экспертов, могло способствовать успеху. «Мы сильные, мы смелые, было много проголосовавших, и во втором туре нас тоже будет много. Мы не занимаемся политикой, мы творим историю», — заявил Джорджеску после объявления предварительных результатов.
Джорджеску родился в 1962 году в Бухаресте, в 1986-м окончил Бухарестский университет сельскохозяйственных наук и ветеринарии, а в 1999 году получил докторскую степень по почвоведению. Джорджеску несколько раз претендовал на должность премьер-министра республики — в последний раз в 2021-м, когда его выдвинула ультраправая националистическая партия «Альянс за объединение румын» (AUR), которую он с тех пор покинул. В 1990-х Джорджеску работал в Министерстве окружающей среды и МИД Румынии. ВС 2010 по 2012 год занимал должность специального докладчика по правам человека и опасным отходам Управления верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ), а позже был президентом Европейского центра поддержки Римского клуба в Винтертуре (2013–2015) и исполнительным директором Института глобального устойчивого индекса ООН в Женеве и Вадуце (2015–2016).
В ходе предвыборной кампании Джорджеску получил в СМИ репутацию пророссийского кандидата из-за жесткой критики сближения Румынии с НАТО и оказания военной помощи Украине. Румынская Libertatea, перечисляя «шокирующие» заявления Джорджеску, напомнила, что он назвал Украину «вымышленным государством», а размещение американского комплекса противоракетной обороны Aegis Ashore на румынской военной базе в Девеселу — «позором дипломатии». Кроме того, Джорджеску утверждал, что Североатлантический альянс не будет защищать ни одного из своих членов, если они подвергнутся нападению со стороны России.
В эфире телеканала Realitatea TV в 2022 году Джорджеску также говорил, что Румыния скорее выиграет, если сохранит лучшие отношения с Китаем и Россией. Тогда же он назвал Владимира Путина патриотом, хотя и отрицал какие-либо связи с Кремлем. «Владимир Путин — человек, который любит свою страну. Это человек, который, с моей точки зрения, очень хорошо знает дипломатические аспекты, владеет ими и окружен хорошими профессионалами», — заявил Джорджеску.
Прославился Джорджеску и своими оценками деятельности румынского диктатора маршала Йона Антонеску, управлявшего страной в 1940–1944 годы, — в январе 2022-го Джорджеску назвал этого пособника нацистов и его сторонников героями, благодаря которым «национальная история жила». Генеральная прокуратура страны после этого возбудила против Джорджеску уголовное дело, обвинив его в восхвалении виновных в геноциде (с тех пор никаких публичных сообщений о ходе этого расследования не было; судя по всему, делу не дали ход). Тогда же у Джорджеску окончательно испортились отношения с руководством AUR, включая его нынешнего лидера Джорджа Симеона, также баллотировавшегося на нынешних выборах и пришедшего четвертым с 14% голосов.
На Западе лидерство Джорджеску встретили с тревогой. Исследователь из Орхусского университета в Дании Костин Чобану заявил Finanncial Times, что результаты первого тура президентских выборов в республике — это «политическое землетрясение», отметив, что никто не ожидал такого исхода. The Guardian также назвала итоги первого тура «шокирующими». Расспрошенный изданием профессор политологии в Университете Бабеша-Бойяи (Румыния) Серджиу Мискою не исключил вмешательство России в электоральный процесс. «Исходя из позиции Джорджеску в отношении Украины и расхождений между опросами общественного мнения и фактическими результатами, мы не можем этого исключать», — сказал аналитик
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил 25 ноября, что Кремль следит за ходом президентских выборов в Румынии, но отказался делать какие-либо прогнозы. «Пока хорошо нам понятно действующее руководство Румынии, которая не является дружественной нам страной. А дальше мы будем, конечно же, следить за тем, как развивается избирательный процесс и кто будет победителем», — уточнил Песков.
Экс-президент Молдавии Игорь Додон, комментируя итоги первого тура выборов в Румынии, сравнил их с ситуацией в своей стране. «В Румынии на первое место вышла идея национального интереса — суверенитета, защиты экономики, традиций и христианских ценностей. То же самое происходит и в Республике Молдова. Первый сигнал мы увидели на президентских выборах, когда кандидат, выдвинутый социалистами, победил в стране. И когда граждане страны отвергли проевропейский референдум», — написал Додон в соцсетях.
52-летняя Елена Ласкони, которая встретится с Джорджеску во втором туре, выступает за увеличение расходов на оборону и помощь Украине. В прошлом лидер «Союза спасения Румынии» около 25 лет работала в журналистике, а с 2020-го занимала пост мэра города Кымпулунг. Romania Insider отмечает, что, комментируя конфликт на Украине, Ласкони утверждала, что не уступила бы территории, если бы была на месте Владимира Зеленского. Это высказывание тогда спровоцировало разговоры о ее опыте во внешней политике.
Как напоминает Politico, Румыния, несмотря на свою яркую историю коррупционных скандалов, долгое время считалась надежным союзником НАТО в Восточной Европе и страной, которая в значительной степени играла по правилам ЕС. Это отличало республику, нынешнее правительство которой сформировано коалицией СДП и Национальной либеральной партии, от других стран региона, таких как Венгрия, Словакия и Болгария, которые постоянно вызывают опасения в Брюсселе из-за ситуации с верховенством закона и их тяготения к России, отмечает издание, предупреждая, что теперь ситуация может измениться.
Румыния занимает 31-е место в рейтинге западных стран по оказанию помощи Украине — согласно данным Кильского института мировой экономики, Бухарест предоставил Киеву в том или ином виде €127 млн, причем большую часть суммы составляет гуманитарная помощь. В то же время Румыния стала одной из немногих стран, которые согласились передать Украине комплексы ПВО Patriot (в сентябре правительство одобрило соответствующий законопроект).
«Причина успеха Джорджеску — это протестное голосование», — заявил РБК ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Павел Кандель, пояснив, что так избиратели показали свое недовольство нынешними властями. «Впрочем, для Румынии — это не новость. В 1990-е похожим персонажем был националист и антисистемник Вадим Тудор. Тогда все правые в республике боролись против тогдашнего президента социал-демократа и бывшего коммуниста Иона Илиеску. Однако, когда стало известно, что во второй тур выходит Тудор, всем правым пришлось объединяться вокруг ненавистного Илиеску, лишь бы остановить радикала. И я думаю, что в этот раз будет то же самое», — заявил эксперт.
Что касается «прокремлевской» позиции Джорджеску, то, по мнению Канделя, это серьезное преувеличение. «Это свойство выдавать желаемое за действительное. В реальности ничего такого нет. Высказывания о том, что Североатлантический альянс плохо защищает Румынию, вполне в духе такого рода политиков. Но у нас путают или специально смешивают пророссийские и антиукраинские вещи», — пояснил Кандель. Он отметил, что политики правого толка в Румынии обращают внимание на языковой закон, принятый на Украине, который также привел к притеснению там румынского языка.
«Второй момент — это украинское зерно. С подачи Брюсселя Румыния стала участвовать во всех сделках по его экспорту в Европу, но когда стало ясно, что из-за этого страдают румынские аграрии, Бухарест, как и Варшава, выступил против. Эту карту Джорджеску также разыгрывает», — отметил Кандель.
Кандель отмечает, что ожидать смены внешнеполитического курса Бухареста не приходится. «Тем более что это президентско-парламентская республика, и полномочий у главы государства там заведомо меньше, чем, скажем, у лидера США. Так что, даже если во втором туре победу все-таки одержит Джорджеску, у которого нет никакой команды, элиты с ним, что называется, совладают. Многое будет зависеть от исхода парламентских выборов, которые состоятся еще раньше второго тура президентских выборов», — добавил эксперт.
Парламентские выборы в Румынии назначены на 1 декабря. Согласно предварительным опросам, социал-демократы могут набрать 30%, на втором месте националистическая AUR с 21%, у либералов Ласкони — 15%.
Официально имена кандидатов, которые встретятся во втором туре, в течение 24 часов должен объявить Конституционный суд республики.
62-летний Кэлин Джорджеску выступал на этих выборах в качестве независимого кандидата — в отличие от других претендентов у него не было предвыборного штаба; он вел свою кампанию под лозунгом «Переделать Румынию» в основном в TikTok, что, по мнению экспертов, могло способствовать успеху. «Мы сильные, мы смелые, было много проголосовавших, и во втором туре нас тоже будет много. Мы не занимаемся политикой, мы творим историю», — заявил Джорджеску после объявления предварительных результатов.
Джорджеску родился в 1962 году в Бухаресте, в 1986-м окончил Бухарестский университет сельскохозяйственных наук и ветеринарии, а в 1999 году получил докторскую степень по почвоведению. Джорджеску несколько раз претендовал на должность премьер-министра республики — в последний раз в 2021-м, когда его выдвинула ультраправая националистическая партия «Альянс за объединение румын» (AUR), которую он с тех пор покинул. В 1990-х Джорджеску работал в Министерстве окружающей среды и МИД Румынии. ВС 2010 по 2012 год занимал должность специального докладчика по правам человека и опасным отходам Управления верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ), а позже был президентом Европейского центра поддержки Римского клуба в Винтертуре (2013–2015) и исполнительным директором Института глобального устойчивого индекса ООН в Женеве и Вадуце (2015–2016).
В ходе предвыборной кампании Джорджеску получил в СМИ репутацию пророссийского кандидата из-за жесткой критики сближения Румынии с НАТО и оказания военной помощи Украине. Румынская Libertatea, перечисляя «шокирующие» заявления Джорджеску, напомнила, что он назвал Украину «вымышленным государством», а размещение американского комплекса противоракетной обороны Aegis Ashore на румынской военной базе в Девеселу — «позором дипломатии». Кроме того, Джорджеску утверждал, что Североатлантический альянс не будет защищать ни одного из своих членов, если они подвергнутся нападению со стороны России.
В эфире телеканала Realitatea TV в 2022 году Джорджеску также говорил, что Румыния скорее выиграет, если сохранит лучшие отношения с Китаем и Россией. Тогда же он назвал Владимира Путина патриотом, хотя и отрицал какие-либо связи с Кремлем. «Владимир Путин — человек, который любит свою страну. Это человек, который, с моей точки зрения, очень хорошо знает дипломатические аспекты, владеет ими и окружен хорошими профессионалами», — заявил Джорджеску.
Прославился Джорджеску и своими оценками деятельности румынского диктатора маршала Йона Антонеску, управлявшего страной в 1940–1944 годы, — в январе 2022-го Джорджеску назвал этого пособника нацистов и его сторонников героями, благодаря которым «национальная история жила». Генеральная прокуратура страны после этого возбудила против Джорджеску уголовное дело, обвинив его в восхвалении виновных в геноциде (с тех пор никаких публичных сообщений о ходе этого расследования не было; судя по всему, делу не дали ход). Тогда же у Джорджеску окончательно испортились отношения с руководством AUR, включая его нынешнего лидера Джорджа Симеона, также баллотировавшегося на нынешних выборах и пришедшего четвертым с 14% голосов.
На Западе лидерство Джорджеску встретили с тревогой. Исследователь из Орхусского университета в Дании Костин Чобану заявил Finanncial Times, что результаты первого тура президентских выборов в республике — это «политическое землетрясение», отметив, что никто не ожидал такого исхода. The Guardian также назвала итоги первого тура «шокирующими». Расспрошенный изданием профессор политологии в Университете Бабеша-Бойяи (Румыния) Серджиу Мискою не исключил вмешательство России в электоральный процесс. «Исходя из позиции Джорджеску в отношении Украины и расхождений между опросами общественного мнения и фактическими результатами, мы не можем этого исключать», — сказал аналитик
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил 25 ноября, что Кремль следит за ходом президентских выборов в Румынии, но отказался делать какие-либо прогнозы. «Пока хорошо нам понятно действующее руководство Румынии, которая не является дружественной нам страной. А дальше мы будем, конечно же, следить за тем, как развивается избирательный процесс и кто будет победителем», — уточнил Песков.
Экс-президент Молдавии Игорь Додон, комментируя итоги первого тура выборов в Румынии, сравнил их с ситуацией в своей стране. «В Румынии на первое место вышла идея национального интереса — суверенитета, защиты экономики, традиций и христианских ценностей. То же самое происходит и в Республике Молдова. Первый сигнал мы увидели на президентских выборах, когда кандидат, выдвинутый социалистами, победил в стране. И когда граждане страны отвергли проевропейский референдум», — написал Додон в соцсетях.
52-летняя Елена Ласкони, которая встретится с Джорджеску во втором туре, выступает за увеличение расходов на оборону и помощь Украине. В прошлом лидер «Союза спасения Румынии» около 25 лет работала в журналистике, а с 2020-го занимала пост мэра города Кымпулунг. Romania Insider отмечает, что, комментируя конфликт на Украине, Ласкони утверждала, что не уступила бы территории, если бы была на месте Владимира Зеленского. Это высказывание тогда спровоцировало разговоры о ее опыте во внешней политике.
Как напоминает Politico, Румыния, несмотря на свою яркую историю коррупционных скандалов, долгое время считалась надежным союзником НАТО в Восточной Европе и страной, которая в значительной степени играла по правилам ЕС. Это отличало республику, нынешнее правительство которой сформировано коалицией СДП и Национальной либеральной партии, от других стран региона, таких как Венгрия, Словакия и Болгария, которые постоянно вызывают опасения в Брюсселе из-за ситуации с верховенством закона и их тяготения к России, отмечает издание, предупреждая, что теперь ситуация может измениться.
Румыния занимает 31-е место в рейтинге западных стран по оказанию помощи Украине — согласно данным Кильского института мировой экономики, Бухарест предоставил Киеву в том или ином виде €127 млн, причем большую часть суммы составляет гуманитарная помощь. В то же время Румыния стала одной из немногих стран, которые согласились передать Украине комплексы ПВО Patriot (в сентябре правительство одобрило соответствующий законопроект).
«Причина успеха Джорджеску — это протестное голосование», — заявил РБК ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Павел Кандель, пояснив, что так избиратели показали свое недовольство нынешними властями. «Впрочем, для Румынии — это не новость. В 1990-е похожим персонажем был националист и антисистемник Вадим Тудор. Тогда все правые в республике боролись против тогдашнего президента социал-демократа и бывшего коммуниста Иона Илиеску. Однако, когда стало известно, что во второй тур выходит Тудор, всем правым пришлось объединяться вокруг ненавистного Илиеску, лишь бы остановить радикала. И я думаю, что в этот раз будет то же самое», — заявил эксперт.
Что касается «прокремлевской» позиции Джорджеску, то, по мнению Канделя, это серьезное преувеличение. «Это свойство выдавать желаемое за действительное. В реальности ничего такого нет. Высказывания о том, что Североатлантический альянс плохо защищает Румынию, вполне в духе такого рода политиков. Но у нас путают или специально смешивают пророссийские и антиукраинские вещи», — пояснил Кандель. Он отметил, что политики правого толка в Румынии обращают внимание на языковой закон, принятый на Украине, который также привел к притеснению там румынского языка.
«Второй момент — это украинское зерно. С подачи Брюсселя Румыния стала участвовать во всех сделках по его экспорту в Европу, но когда стало ясно, что из-за этого страдают румынские аграрии, Бухарест, как и Варшава, выступил против. Эту карту Джорджеску также разыгрывает», — отметил Кандель.
Кандель отмечает, что ожидать смены внешнеполитического курса Бухареста не приходится. «Тем более что это президентско-парламентская республика, и полномочий у главы государства там заведомо меньше, чем, скажем, у лидера США. Так что, даже если во втором туре победу все-таки одержит Джорджеску, у которого нет никакой команды, элиты с ним, что называется, совладают. Многое будет зависеть от исхода парламентских выборов, которые состоятся еще раньше второго тура президентских выборов», — добавил эксперт.
Парламентские выборы в Румынии назначены на 1 декабря. Согласно предварительным опросам, социал-демократы могут набрать 30%, на втором месте националистическая AUR с 21%, у либералов Ласкони — 15%.